Приора
Дмитрий Михайлов: «Автомобили LADA стали лучше и в дизайне и в качестве»
АВТОВАЗ в последнее время демонстрирует уверенный рост продаж. Позитивные изменения происходят и в области качества готовой продукции. Что именно делается для этого на заводе, в интервью программе «Обозреватель» на канале ВАЗ-ТВ рассказал вице-президент по качеству и удовлетворенности потребителей АВТОВАЗа Дмитрий Михайлов.
Какие задачи президент АВТОВАЗа Николя Мор поставил перед службой, которую Вы возглавляете?
Из тех пунктов, что вы сейчас обозначили, есть ли такие пункты, которые можно особо выделить? Может есть уже какие-то определенные результаты, определенные успехи?
С АВТОВАЗом я знаком на протяжении четырех лет: я присоединился к АВТОВАЗу из компании Ниссан. В процессе активного участия в развитии АВТОВАЗа на рубеже последних четырех лет со стороны Ниссана (как вы знаете мы запускали на тольяттинской площадке модели Ниссана — автомобили бренда Датсун), я очень сильно положительно удивлен произошедшим на предприятии прогрессом. Это касается и качества готовой продукции. Если посмотреть на статистику и показатели качества нашего завода за последние 3-4 года, то динамика положительная. И динамика, действительно, очень серьезная. На рубеже последнего года мы видим серьезное упрочнение и улучшение всех показателей в этом направлении. Также это касается и самого производственного процесса и эффективности производственного процесса. Все эти элементы, однозначно, видны. АВТОВАЗ находится на правильном перспективном пути развития. Конечно, это займет еще какое-то время, для того чтобы совсем стабилизировать процессы и добиться тех показателей, которые являются абсолютно приемлемыми в Альянсе Рено-Ниссан.
Вопросам качества всегда уделялось особое внимание. Что сегодня делается для повышения качества автомобилей LADA? Какие основные акценты?
Прежде всего, в нашем производственном подразделении мы создали специальные группы развития качества, которые работают в разрезе производственных линий. Это набор кросс-функциональных специалистов из разных функций, которые ежедневно анализируют ситуацию по качеству нашего продукта, анализируют те отклонения от стандартов, которые мы находим в производственном процессе, и разрабатывают определенные мероприятия, которые возвращают процесс в контролируемое стандартное положение. Вот эта регулярная основа является основой проверенной практики альянса Рено-Ниссан и мы ее активно пропагандируем.
Вы пришли на АВТОВАЗ из компании Ниссан. Как стимулируется работа по повышению качества на предприятиях Альянса Рено-Ниссан?
Конечно, Альянс применяет так называемые «стимулирующие факторы» денежного момента, поскольку существует оплата труда и она в каком-то проценте завязана на качество и эффективность работы в течение производственного месяца. Кроме того есть большой нематериальный вопрос: при расширении и развитии менеджмента качества и уменьшении проблемности в производственном процессе, наша работа становится просто легче. И это принципиально важный аспект, который рассматривается в компании Рено-Ниссан. Когда мы производим определенную работу и делаем процесс более стабильным, а также избегаем дефектов, для нас остается меньше работы для того, чтобы исправлять допущенные дефекты, либо, соответственно, нагонять производственный план, от которого мы потенциально можем отстать в случае, если вопросы качества находятся в неконтролируемой ситуации. Поэтому здесь есть еще такой вопрос, что жизнь на производственном конвейере и в компании в целом становится значительно интереснее, активнее и менее загружена проблемными ситуациями.
Есть ли необходимость в изменении условий мотивации для сотрудников АВТОВАЗа?
Какого-то резкого движения, которое необходимо сделать в этом направлении, по моему мнению, сейчас не наблюдается. У нас есть все программы, которые необходимы для мотивации нашего персонала с точки зрения оплаты труда и с точки зрения организации самой работы. Тем не менее, поэтапно мы будем изучать и исследовать опыт Альянса. Вы знаете, что в каждой стране на каждом заводе есть интересные примеры для изучения. Мы поступательно это изучаем и практики Альянса постепенно будут внедряться и здесь в Тольятти.
Как вы оцениваете техническое оснащение завода, позволяет ли оно выдерживать необходимое качество? Судя по тому, что вы рассказываете, у АВТОВАЗа есть определенные успехи в этом смысле.
Да, конечно, однозначно. На заводе проведена серьезная модернизация, установлено новое перспективное оборудование. Линия В0 тому подтверждение. Это те проекты, которые мы как Альянс, как одна дружная семья, проводили на АВТОВАЗе за последние пять лет. Конечно, модернизация сделана достаточно серьезная. Но нам еще многое предстоит сделать, потому что та модернизация, которая сейчас проведена, позволяет нам выпускать автомобили (те модели, которые мы запускали в течение последних пяти лет) в тех объемах, которые мы выпускаем сегодня. При этом мы всегда помним, что мы ожидаем рост рынка. Тенденция рынка показывает, что российский рынок имеет серьезный потенциал. Когда, наконец, мы увидим становление и рост рынка и потребуется значительно больше автомобилей, у нас есть все возможности, которые мы заложили при модернизации завода. Ну и какие-то участки мы продолжим модернизировать. Это все будет рассматриваться при подготовке бизнес-плана будущих лет. То есть дальнейшая модернизация завода будет происходить.
Но наверняка не все так радужно и положительно. С какими проблемами приходится сталкиваться? Есть ли какие-то трудности и моменты, которые приходится решать?
Конечно, есть. Это дальнейшая оптимизация производственного процесса с точки зрения логистических путей и самих производственных путей. Как вы знаете, производство АВТОВАЗа — это достаточно длинные конвейеры, рассчитанные на высокую скорость работы. Для того чтобы построить эффективно все это хозяйство и эффективно расположить производственные операции, а также наладить логистику вокруг этих операций, требуется кропотливая ежедневная работа, которая происходит сейчас. И она продолжается. Если говорить со стороны нашей службы качества и удовлетворения потребителей, то мы должны сфокусироваться на стабилизации вопросов качества. Это касается и четкого следования стандарта сборочных операций, когда мы собираем автомобиль на нашем заводе, и, конечно, это большая зона для оптимизации со стороны наших поставщиков. Я бы сказал, что на сегодняшний момент поставщики являются самой обширной зоной, на которую мы обращаем внимание. Как вы знаете, поставщиков много.
А как обстоят дела с качеством у поставщиков?
В некоторых случаях мы наблюдаем достаточно высокую нестабильность. Но опять же скажу, что за последние 2-3 года можно наблюдать стабилизацию: несмотря на то что сейчас у нас ситуация может не совсем соответствовать самым перспективным мировым стандартам, я всегда делаю комментарий, что за последние 2-3 года прогресс очень и очень виден. Работа с поставщиками требует дополнительного специального подхода, потому что эти компании являются независимыми нашими партнерами. Они не являются частью АВТОВАЗа. Мы не можем ими руководить напрямую. Все-таки наши отношения, в первую очередь, завязаны на коммерческий подход. Поэтому, когда мы говорим о стабилизации качества комплектующих, мы должны разобраться, прежде всего, с организационной структурой тех предприятий, которые выпускают эти комплектующие, и разобраться с теми коммерческими условиями, с которыми мы связаны. Во многих моментах это связано и с этой областью. Ну и естественно мы посещаем заводы наших поставщиков, проверяем технологические процессы, проверяем организацию самого процесса, проверяем насколько жестко они следуют стандартам производства, которые устанавливаются нашим Альянсом. Это принципиальная методологическая работа, которая уже начата. И мы будем ее проводить поступательно надеясь на полную стабилизацию процесса в обозримом будущем.
На ваш взгляд у потребителей сегодня уже есть уверенность, что LADA — это современный качественный автомобиль, и что LADA — это сильный бренд?
Да. Однозначно есть. Потому что мы со стороны Альянса участвуем в опросниках, которые проводятся независимыми европейскими агентствами. Эти агентства делают ежегодные опросы потребителей и на основании отзывов потребителей делают соответствующий рейтинг. Это происходит по многим мировым брендам, теперь уже включая LADA. Должен сказать, что ситуация, опять же поразительная и удивительная. LADA улучшила свои показатели на основании вот этих независимых опросников за последние 2-3 года в два-три раза. Это просто удивительная ситуация. Это говорить о том, что, прежде всего, наши автомобили LADA стали лучше и в дизайне и в качестве. Это уже достижение.
Да конечно, что и говорить. Машины Лада Веста и Лада Икс Рей из нового перспективного модельного ряда бьют все рекорды. Они входят в ТОП самых продаваемых моделей в России. То есть АВТОВАЗу есть чем гордиться.
Да. Абсолютно верно. Я бы хотел напомнить, что дизайн шагнул вперед. Фактически основная революция в автомобилестроении происходит в том числе и в дизайне. АВТОВАЗ преодолел этот путь. И у нас сейчас есть не только перспективные модели, которые мы уже выпустили на рынок. Мы продолжаем развитие нашей дизайнерской мысли, для того чтобы продолжать упорно входить в тот сегмент, в котором мы находимся и занимать в нем все более прочные позиции.
То есть будет укрепление бренда LADA, укрепление его позиций?
Обязательно. У нас есть все ресурсы для этого.