XRay
Самое главное: Ответы на наиболее популярные вопросы о новой коробке (CVT) и моторе (113 л.с.) для XRAY Cross AT
При появлении новой модели у водителей возникает масса вопросов об эксплуатации, ресурсе и принципе работы узлов и агрегатов автомобиля. Лада Клуб собрал наиболее частые из них и задал лично директору проекта XRAY Олегу Груненкову.
— В чем особенность новой бесступенчатой автоматической трансмиссии Jatco JF015E и почему было принято решение агрегатировать ее именно с двигателем Альянса HR-16 объемом 1.6 литра?
— Выбор был не простой. Если вы помните, в прошлом году мы представляли LADA XRAY Cross с механической трансмиссией и тогда мы не говорили, какой тип автоматической трансмиссии будет использован на этом автомобиле. За этот период мы провели все необходимые тесты и провели все необходимые проверки и остановились на том, что для автомобиля LADA XRAY Cross мы предлагаем сейчас автоматическую трансмиссию с двигателем HR-16. Это двигатель Renault, который производится на АВТОВАЗе. Данный силовой агрегат активно используется компанией Renault на других моделях: «Логан», «Сандеро», «Каптюр». Мы использовали тот опыт и те знания, которые накопил Альянс по установке такой трансмиссии на автомобили В-класса. Была создана специальная команда, которая адаптировала силовой агрегат к нашему автомобилю. Понятно, что у LADA XRAY немного другие размеры и другая размерность колес (ред. 215/50 17). Поэтому нам пришлось разработать свои калибровки как для самого мотора, так и для коробки передач.
— В чем преимущества выбора бесступенчатой автоматической коробки передач Jatco JF015E для потребителей?
— Самое главное – это удобство. Это комфорт. Мы очень много сделали для того, чтобы водитель и пассажиры чувствовали себя в этом автомобиле комфортно. За счет чего мы это сделали? Первое – это плавность переключения передач, которую обеспечивает эта автоматическая трансмиссия в сочетании с двухступенчатым планетарным редуктором и гидротрансформатором, который встроен внутрь этой трансмиссии. Второе – новая трансмиссия надежна. Она исключает различные повреждения двигателя. Такая система позволяет работать в хороших режимах и защитить двигатель при перегрузках. Третье – это то, что мы всегда имеем маленькие обороты двигателя при спокойной езде. Соответственно это очень хороший уровень шума в салоне. То есть автомобиль в этом случае становится еще более комфортным. Отдельно хочу сказать по расходу топлива. Расход топлива очень приятный. По сравнению с автомобилем LADA XRAY Cross с механической коробкой передач машина с бесступенчатой трансмиссией потребляет меньше топлива примерно на 400-600 грамм на 100 км пробега в разных режимах. То есть это достаточно хорошая экономия топлива.
— Когда на LADA XRAY Cross с бесступенчатой автоматической трансмиссией необходимо менять масло (трансмиссионное, моторное) и ремень? Какой ресурс у этой коробки передач и каковы особенности ТО?
— То что касается автоматической трансмиссии. Масло в трансмиссии в объеме 6,9 литра рассчитано на весь период эксплуатации автомобиля. Более того, сама автоматическая трансмиссия имеет автоматический датчик, который анализирует состояние масла. Если что-то происходит не так, то на СТО проверяют уровень масла, понимают, что там происходит, и при необходимости могут заменить масло. Но повторюсь, масло рассчитано на весь срок эксплуатации автомобиля. Что качается силового агрегата, то здесь нет никаких новых изменений. Масло надо менять при пробеге 15 тысяч км, как и на других автомобилях LADA. Ремень рассчитан на весь период эксплуатации автомобиля.
— Какой километраж можно пройти на этом типе трансмиссии?
— Мы испытываем автомобили на весь гарантийный период. Один из LADA XRAY Cross АТ у нас сейчас откатал уже два гарантийных периода и испытания продолжаются. И пока нет никаких повреждений. Все-таки этот «автомат» является автоматической трансмиссией, которая включает в себя несколько сложных систем. Первая система – это клиноременная передача с конусными валами, которая обеспечивает бесступенчатое переключение. Вторая система – это двухступенчатый планетарный механизм. И третий очень важный механизм трансмиссии – это гидротрансформатор. Гидротрансформатор работает как сцепление. И когда вы трогаетесь до 12-15 км/час, нет жесткой связи в этой автоматической трансмиссии. После 15 км/час муфта замыкается и момент передается уже непосредственно на валы. Планетарный механизм позволяет беречь автоматическую трансмиссию и переключается на повышенную передачу при скорости от 40 км/час до 60 км/час в зависимости от стиля вождения. Тем самым он как бы повышает передаточное число. Это позволило сделать клиноременную передачу меньших размеров и сделать ее более надежной. То есть ремень не попадает на самые края работы конусов, либо у наружной части, либо ближе к валам. Таким образом исключаются все варианты проскальзывания и возникновения повышенного шума. Трансмиссия получается гибридная: она включает в себя все необходимые элементы, позволяющие быть этой коробке очень надежной. И передаточное отношение обеспечивается планетарным механизмом, и клиноременная передача, и гидротрансформатор.
— Можно ли на LADA XRAY Cross с автоматической трансмиссией передвигаться с прицепом и буксировать на тросу?
— Нашему покупателю необходимо знать следующее. Во-первых, автомобиль с этой трансмиссией позволяет его эксплуатацию с прицепом весом до 800 кг, если он оснащен тормозной системой, и до 600 кг, если он не оснащен тормозной системой. Второе. Что это автомобиль можно буксировать, переведя селектор в положение «Нейтраль». Очень многие боятся, что автоматическая трансмиссия не предназначена для буксировок, что при поломке придется вызывать эвакуатор при небольшом ДТП. В этом случае все очень просто. Все это достаточно надежно и обеспечивает более правильную и надежную эксплуатацию.
— Что лучше для бездорожья: «механика» с Ride Select или CVT?
— Автоматическая трансмиссия рассчитана на клиентов, которые предпочитают именно городской режим вождения, а также загородный режим вождения. Но не так сильно она рассчитана на такой глобальный OFF-Road. С «механикой» мы имеем систему Ride Select, которая позволяет выбирать разные режимы эксплуатации автомобиля и позволяет более уверенно себя чувствовать на тяжелых и серьезных для движения покрытиях. Тем не менее, автомобиль не претерпел никаких изменений по подвеске. Что на автоматической коробке, что на механической трансмиссии мы используем абсолютно те же амортизаторы, колеса, пружины, рычаги и другие элементы шасси. То есть все свойства, связанные с геометрической проходимостью, остались без изменений. Второй очень важный момент. Конечно, система Ride Select рассчитана таким образом, чтобы автомобиль мог работать в более жестких режимах. И нагрузка на механическую трансмиссию там бывает на 50-70% сильнее. Например, когда происходит электронная блокировка дифференциала. На автомобилях LADA XRAY Cross мы используем коробку Renault JR-5, у которой момент не менее 210 Нм. Соответственно эта коробка прощает очень большие нагрузки на главную пару, прощает сильные удары. Поэтому эту коробку можно назвать «антивандальной». С точки зрения CVT, то такая коробка настроена таким образом, чтобы самой себя защищать. Поэтому мы приняли решение не ставить здесь систему Ride Select, сделав упор на надежность автомобиля и его долгую эксплуатацию.
— Какова надежность эксплуатации двигателя и CVT?
— Что касается двигателя. Двигатель имеет не эластичный привод ремня ГРМ, а цепной. Здесь цепь. Это очень надежно и очень важно. Что касается автоматической трансмиссии. Дело в том, что автоматическая трансмиссия имеет очень умный блок управления: она сама себя защищает. Если говорить о работе автоматической трансмиссии, важно понимать то, что задняя передача приводится в движение гидротрансформатором с участием специальных фрикционов, которые обеспечивают прижатие тех или иных элементов к планетарному механизму. Например, внешний венец при задней передаче блокируется. Таким образом момент передается в другую сторону или в другом направлении и автомобиль движется задним ходом. Очень важно отметить, что в такой ситуации автомобиль переходит из режима «драйв» в режим «заднего хода» только когда число оборотов упадет до холостого хода и машина полностью остановится. То есть нельзя резко переключить передачи и начать двигаться в обратном направлении. Машина не позволит такого сделать.
— Как в LADA XRAY Cross защищен силовой агрегат для движения по бездорожью?
— Особенностью автомобиля LADA XRAY Cross является то, что у него подрамник расположен ниже, чем картер силового агрегата. Это не исключение для двигателя HR-16. Здесь тоже картер силового агрегата находится немного выше, чем сам подрамник. И картер автоматической трансмиссии также находится выше самого подрамника. Таким образом подрамник как бы защищает все картерные детали силового агрегата. Это важный момент, который связан с надежной эксплуатацией автомобиля.